Последние новости

22 января 2009 Нам 30 лет Подробнее
Все новости

Контактная информация

«Бамтоннельпроект»
630004, Новосибирск
Комсомольский проспект, 1
Корпус №3

(383) 319-00-01, (383) 319-09-41 Посмотреть на карте

Объекты

Кузнецовский тоннель

Участок Оунэ — Высокогорная (Старый - 1939 - 1945 г. Новый 2008-2012 г.) Объект сдан в эксплуатацию

  Кузнецовский тоннель — железнодорожный тоннель на Байкало-Амурской магистрали, на участке Оунэ — Высокогорная (на ветке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань). Тоннель, расположенный в Хабаровском крае, находится на подъёме на Кузнецовский перевал, пересекающий горный хребет Сихотэ-Алинь. Тоннель однопутный, длина его составляет 413 м, длина нового Кузнецовского тоннеля после завершения проводимой модернизации — 3,89 км.  Тоннель получил своё название в честь начальника изыскательской партии А. П. Кузнецова, умершего в ходе строительства и похороненного рядом с тоннелем.

Старый Кузнецовский тоннель

  Первоначально изыскательские работы по железнодорожной линии Комсомольск — Советская Гавань были проведены в 1939 году. В 1941 году строительство было начато, но уже вскоре его прервала начавшаяся Великая Отечественная война. Через два года, 21 мая 1943 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве второго выхода Транссиба к морю, то есть о возобновлении возведения линии.
  Наиболее сложным участком новой линии стало пересечение Сихотэ-Алиньского хребта. Всего было предложено 30 вариантов прохождения железной дороги на этом участке, и из них было выбрано два конкурирующих плана, разработанных изыскательскими партиями А. П. Кузнецова и В. И. Реймерса. Детальная проработка сделал предпочтительным первый из них, предусматривающий строительство тоннеля длиной 400 м. и перекрытие одной из проток реки Хунгари дамбой.
  Строительство началось в октябре 1943 года, на стройке работали как вольнонаёмные, так и заключённые, спецтрудпереселенцы. Непосредственно на строительстве подходов к хребту и самого тоннеля были заняты коллективы под руководством Д. В. Успенского, Я. Ф. Айрас и В. Н. Черникова. Тоннель строился по облегчённым нормам; первые поезда пошли по нему в начале июля 1945 года.
  По состоянию на конец 2009 года, тоннель находился в предаварийном состоянии. Значительный уклон дорожного полотна на перевальном участке, вкупе с наличием большого количества кривых малого радиуса, давал возможность проведения поездов массой не более 4 тыс. тонн с двумя трёхсекционными тепловозами,одним - впереди, а вторым подталкивающим - сзади.

Новый Кузнецовский тоннель
 
  В 2008 году была начата реконструкция участка Оунэ — Высокогорная, в ходе которой планируется сократить его длину с 37,6 км. до 24,9 км. и построить новый тоннель, что позволит водить составы весом до 5,5 тыс. тонн. Строительство нового Кузнецовского тоннеля ведётся компанией «Бамтоннельстрой». Проходка основной штольни длиной 3890 м завершена 4 июня 2011 года. Ранее была пройдена и обустроена транспортно-дренажная штольня длиной 3911 м. Обделка нового тоннеля устраивается из железобетонных блоков. После бетонирования обратного свода, укладки пути, проводки и подключения коммуникаций, новый Кузнецовский тоннель будет введен в эксплуатацию. Сдача тоннеля в эксплуатацию запланирована на 2012 г.
  Считается, что строительство нового тоннеля позволит резко увеличить объём железнодорожных перевозок на Восточном БАМе направлением на Ванино и Советскую Гавань — с 12 млн. т. в 2009 году до 24 млн. т. к 2015 году. Общая стоимость проекта по реконструкции участка Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, как ожидается, составит 59,8 млрд. руб., из них 17,56 млрд руб. — средства Инвестиционного фонда Российской Федерации, 42,3 млрд. руб. — средства ОАО «РЖД»